Краткое описание сути проекта
АНО «Инклюзивный Центр Раннего Развития «Росток надежды» — единственное учреждение в г. Славянск-на-Кубани, а также в близлежащих городах и районах, применяющее новейшие методики и проводящее комплексную программу социальной адаптации в обществе детей-инвалидов с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими неврологическими заболеваниями. Наш центр включен в реестр поставщиков социальных услуг в г. Славянск-на-Кубани. Проект концентрируется на создании условий для реабилитации и социализации детей, не выезжая за пределы своего города, региона. Базируется на принципах личностно-ориентированного подхода к детям, родителям.
Сроки реализации проекта или его этапов: 01.06.2018 - 15.01.2019г.
Актуальность
По данным Министерства труда и социального развития Краснодарского края в 2017 году количество детей-инвалидов в Краснодарском крае составило 22 986 чел. Анализ динамики обращений родителей в наш центр за 2017 год наглядно показывает чрезвычайно уязвимое положение детей с РАС и другими неврологическими заболеваниями в Краснодарском крае. При отсутствии системной психо-коррекционной работы социальный ущерб оказывается непреодолим. Ребёнок не способен к коммуникации, самообслуживанию, требует постоянного ухода. Лишь у незначительного числа детей с РАС развивается речь и другие навыки социального взаимодействия. В дальнейшем его содержание и обеспечение ложится на плечи семьи и социальных структур. Парадокс аутизма в том, что реабилитация наиболее эффективна в социуме, а современное общество, к сожалению, пока не готово принимать людей с аутизмом на одном уровне с собой.
Цели и задачи
Цель №1: организация и проведение комплексной реабилитации и социализации детей с РАС и другими неврологическими заболеваниями, проживающих в г. Славянск-на-Кубани и Славянском районе, Краснодарского края.
Цель №2: формирование толерантного отношения общества к детям с особенностями развития.
Задача №1: объединить усилия граждан города и района в организации и проведении комплексных мероприятий, направленных на реабилитацию и социализацию детей с ОВЗ, вовлекая в проект органы власти, СМИ, молодежные общественные объединения, предпринимателей города, в т.ч. развивая добровольчество.
Задача №2: привлечь к работе «кадровых» волонтеров – студентов Кубанского Государственного Университета (КубГУ), тем самым формируя свой кадровый резерв будущих специалистов.
Задача №3: осуществление комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, направленной на социализацию личности ребенка, его интеграцию в общество.
Задача №4: осуществление социально-психологической поддержки родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение уровня родительской компетенции, активизации роли родителей в создании оптимальных условий социализации и разностороннего развития ребенка.
Задача №5: развитие гражданского общества путем повышения толерантности населения по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья на территории г. Славянск-на-Кубани и Славянского района.
Задача №6: способствовать обобщению и распространению опыта, полученного в ходе реализации проекта.
Аудитория проекта
1. Дети с расстройствами аутистического спектра и неврологическими заболеваниями, в т.ч. дети с инвалидностью.
2. Семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Студенты КубГУ.
4. Волонтёры проекта.
5. Учащиеся 1-4 классов пилотных школ.
6. Дети, посещающие старшие и подготовительные группы пилотных детских садов;
7. Родители учащихся пилотных школ и детских садов
Объем вложений в проект
2,4 млн рублей, в том числе за счёт гранта 800 тысяч рублей.
Перечень мероприятий в рамках проекта:
1. Праздничное мероприятие, посвящённое Дню защиты детей. В организации и проведении праздника приняли участие Администрация МО Славянский район, Праздничное агентство "Семицветик", Специалисты центра "Росток надежды". Дети получили не только массу эмоций и возможность увидеть аниматоров, шоу мыльных пузырей, но и стать участниками конкурсов и игр, развить навыки правильного поведения в общественных местах, благодаря включении инклюзии в данное мероприятие, у детей развиваются социальные навыки. Данные мероприятия очень важны для детей, которые зачатую лишены этой возможности в силу нежелательного поведения у детей с РАС. Участников детей с ОВЗ 34 чел.
2. Проведён семейный инклюзивный коррекционный лагерь "Дорога добра" на побережье черного моря. Все участники были размещены в гостевом доме "Юлия" в п.Южная Озереевка. Участниками стали семьи из разных уголков РФ, Казахстана. Проведена комплексная коррекционная программа для детей, консультации специалистов, работа психолога с родителями, аппаратные методики Томатис и БАК, что позволило увидеть результаты у детей уже на первой неделе занятий. Каждый вечер был распланирован по сценарию с проведением постановок, в которых принимали участие дети с ОВЗ наряду с нормотипичными братьями и сёстрами. Инклюзия помогает детям с РАС учиться и имитировать поведение у нормотипичных детей, развивает коммуникативные навыки, уверенность в своих силах. Все мероприятия были направлены на абилитацию и социализацию детей. Все участники лагеря получили желаемые результаты, ощущения и эмоции. количество участников летнего инклюзивного коррекционного лагеря "Дорога добра" 73 чел.
3. Проведены групповые коррекционные занятия, в которых роль тьюторов выполняли 4 сестры милосердия, а также для инклюзии нормотипичные дети. Занятия проходят как в центре, так и на природе. В рамках занятий специалисты работают над формированием у детей навыков коммуникации, речевыми навыками, развивают крупную и мелкую моторику, работают над отработкой правильного поведения в общественных местах. Очень положительный социальный эффект от групповых занятий, которые проводятся в парке и на стадионе, у окружающих людей формируется толерантное отношение к детям с аутизмом, проявляют понимание и оказывают поддержку родителям, воспитывающих детей с ОВЗ. количество участников 53 ребёнка.
4. Совместно с Администрацией МО Славянский район проведён "круглый стол", участниками которого стали Уполномоченный по правам ребёнка в Краснодарском крае, заместитель главы Администрации МО Славянский район по социальным вопросам, руководители управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, заведующие дошкольных образовательных учреждений и директора школ, специалисты АНО ИЦРР "Росток надежды", родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья. В городе впервые проведено подобное мероприятие в рамках поставленных вопросов. После вступительной речи представителей органов власти, директор обратился к руководителям всех ведомств, с призывом межведомственного взаимодействия и подхода к решению многих задач и вопросов, с которыми сталкиваются семьи детей с ОВЗ, о важности обучения специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, особенно с детьми с аутизмом, подготовке врачей с целью ранней диагностики. Координатор проекта сделал презентацию проекта, "Уроков добра". Родители имели возможность задать напрямую вопрос к адресату и получили либо ответ, либо были даны распоряжения соответствующим органам для решения конкретных вопросов. количество участников "круглого стола" и итоговой конференции 106 чел.
5. Проведены семинары и мастер-классы для родителей, консультации по закреплению навыков дома. На семинарах родители также делились своим опытом, стали более тесно общаться друг с другом имея поддержку и понимание. Организовывались на совместный отдых, посещение храма. количество родителей 50 чел.
6. Проведён тренинг по популяризации волонтёрской деятельности, для студентов филиала КубГУ. Многие впервые услышали об идее волонтёрской деятельности, задавали много вопросов. В результате 12 человек решили заключить договора о волонтёрстве для участия в проекте "Я особенный". количество участников 80 чел.
7. Проведён обучающий семинар для 12 волонтёров по отработке навыков работы в команде, дана более углубленная информация о формах инвалидности, о детях с аутизмом и другими ментальными нарушениями, обучены методам проведения "Уроков добра". Всем участникам розданы обучающие материалы, проведён экзамен. Два волонтёра решили связать свою дальнейшую трудовую деятельность с работой с детьми с ОВЗ.
8. Проведены "Уроки добра" в 3-х школах с учащимися 1-4 классов и в 1 коррекционном детском саду. Дети получили не только знания, но и к концу занятий менялось их мнение о детях с ОВЗ, понимание того, как можно дружить с такими детьми и помогать людям с ОВЗ, что подтверждено результатами анкетирования. Почти все дети нарисовали рисунки на тему "Как я дружу с ребёнком с инвалидностью", одна девочка написала стих. Всем детям роздана печатная продукция. количество учащихся 1-4 классов 4-х пилотных школ, станут участниками "Уроков добра" 1493 уч-ся и 14 воспитанников детского сада.
9. В рамках родительских собраний в 2-х школах проведены семинары "Являюсь ли я примером для своего ребёнка?" Родителям была дана информация о формах инвалидности, особенно о проявлениях аутизма, показан видеоряд, роздана печатная продукция. Очень многие родители задавали вопросы, благодарили за то, что мы рассказали это не только им, но и их детям. Просили и дальше приходить к их детям. количество родителей учащихся пилотных школ и детских садов, стали участниками семинара "Являемся ли примером для своего ребёнка 882 чел.
Результаты
В результате комплексной работы в абилитации детей с ОВЗ, проведению коррекционной работы в летнем лагере, отмечается положительная динамика в интеграции детей с инвалидностью в общество, приобретение навыков правильного поведения в общественных местах, улучшаются речевые навыки, коммуникативные, дети научились способам взаимодействия, получили возможность самореализации, родители имели колоссальный обмен опытом и психологическое сопровождение. Просвещение родителей, вовлечение их в процесс абилитации, помогает отрабатывать и закреплять полученные навыки дома, находить эффективные способы взаимодействия с детьми, что помогает улучшить эмоциональный климат в семьях, т.о повышается уровень качества жизни не только детей с ОВЗ, но и семей в целом. Благодаря проведению "Уроков добра" с учащимися в школах и садах, а также семинара с их родителями, формируя толерантное отношение детей и их родителей к детям с ОВЗ, уже наблюдается положительный отклик, у детей поменялось представление о детях с ОВЗ и отношение к вопросу взаимодействия с такими детками и дружбой с ними, что соответственно положительно отражается на адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, в частности в школе. Родители, воспитывающие детей с ОВЗ отмечают положительный эффект, т.к стали меньше встречать осуждение со стороны педагогов и родителей нормотипичных детей, а больше встречать понимание и поддержку.
Контакты:
Руководитель проекта: Пушкарёва Ирина Александровна
Тел. 8-918-071-36-64
Сайт