«ЗАЯВКИ НА КОНКУРС 2018»
«Поддержка культуры»
организация

АНО «Арт-медиа-центр развития музейных проектов «Коммуна»

ООО «Концессии водоснабжения»

Проект

«Чистой воды искусство»
Регион: Волгоградская область
Краткое описание сути проекта
АНО «Арт-медиа-центр развития музейных проектов «Коммуна» и ООО «Концессии водоснабжения» с опорой на ресурсы Музея историй чистой воды «Фильтры» инициируют художественные проекты с соучастием горожан. Это серия разноплановых, но взаимосвязанных событий, складывающихся в глобальный бессрочный проект «Чистой воды искусство».
Сроки реализации проекта или его этапов
Проект «Чистой воды искусство» стартовал в 2015 году. Он не имеет временных ограничений и реализуется на постоянной основе. Это своего рода мастер-план, включающий локальные проекты разной продолжительности и сложности. В рамках конкурса предлагается к рассмотрению проект «Где стирали белое платье», основная работа по которому проведена в 2018 г. В рамках проекта силами волонтеров поставлен и показан 2 тысячи зрителей спектакль-воспоминание «Белое платье», посвященный 75-летию самой мощной волонтерской инициативы XX века – Черкасовского движения.
Актуальность
Волгоград сконцентрирован на ценностях подвига – настолько, что утратил ощущение материальности, телесности города. Волгоградцы, считающие город неуютным и неухоженным, не видят своей роли в этом его состоянии, зато охотно подтверждают статус самого депрессивного города среди миллионников. Работает самосбывающийся прогноз: люди уверены, что город умирает, и выстраивают личные стратегии в соответствии с этой перспективой, не вкладываются в проекты на будущее, не видят позитивных изменений, а если видят – не верят.
Проект «Где стирали белое платье», героем которого стал город мечты, воплощенной своими руками, актуализирует опыт участия граждан в восстановлении, благоустройстве города.
Цели и задачи
1. Создание механизма коммуникаций с горожанами через искусство, формирование сопричастности горожан к происходящему в городском хозяйстве.
2. Формирование нового уровня открытости корпораций. Между рабочими коммунальной отрасли и пользующимися их трудами горожанами все еще стоит стена из стереотипов и недоверия. Мы разбираем ее, показывая: коммуналка – это люди. Для отрасли персонификация – дополнительная ответственность перед горожанами.
3. Повышение престижа рабочих профессий в сфере жизнеобеспечения через знакомство горожан с представителями этих профессий.
Аудитория проекта
Целевой аудиторией в широком смысле являются все волгоградцы – потребители услуг водоснабжения и водоотведения. В более узком смысле – активные горожане, вовлеченные в реализацию проектов.
Новизна
В мировой практике связь коммунального хозяйства и искусства отработана. Это и относительно локальные проекты, такие, как Water tank project (Нью-Йорк), и грандиозные, как «River of Liberty» (Лондон), где Bazalgette Tunnel Ltd, реализуя самый масштабный за последние 150 лет инфраструктурный проект в Великобритании в сфере водоотведения, в 2017 г. утвердила стратегию «Публичное искусство и наследие». В России прецеденты взаимодействия ЖКХ и искусства создаем мы.
Объем вложений в проект
386 тыс. руб. – грант Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества, полученный АНО «Арт-медиа-центр развития музейных проектов «Коммуна»
103 тыс. руб. – вложения ООО «Концессии водоснабжения», которые посчитаны условно. Будучи тарифной организацией, компания не может тратить средства на непредусмотренные тарифами цели, поэтому проекты реализуются в рамках субботников и преимущественно в натуральной форме: подготовка к приему зрителей площадки, реквизит, транспорт и другое, что можно сделать своими руками.
Перечень мероприятий в рамках проекта
1. Первая информационная волна по проекту связана с подбором труппы. Роли в спектакле должны сыграть волонтеры, у которых есть потребность эмоционально вложиться в проект. Информирование – через социальные сети. Роли получили все желающие, для этого в пьесу была дописана дополнительная сцена. К репетициям приступила труппа в возрасте от 14 до 50+, профессиональный состав разнородный: инженер, психолог, спичрайтер, политолог, PR-специалист, бьюти-мастер, топ-менеджеры.
2. Репетиции сопровождались мероприятиями, которые мотивировали труппу, помогали понять время, людей, атмосферу. Так, труппа побывала на экскурсиях в музее историй чистой воды «Фильтры», фондах музея-заповедника «Сталинградская битва», на резервуарах чистой воды (РЧВ) городского водопровода на Мамаевом кургане, за которые и велись бои в 1942-1943 годах. В день рождения А. М. Черкасовой труппа пришла на ее могилу с цветами. Состоялась встреча артистов труппы с семьей одной из героинь постановки. Освещение этих событий в соцсетях подогревало интерес будущих зрителей.
3. Показ спектакля состоялся 19 мая 2018 г. в Ночь музеев на территории РЧВ на Мамаевом кургане, за спиной скульптуры «Родина-мать зовёт!», что добавило торжественности событию. Зрительным залом послужили склоны резервуаров. Стулья были только для зрителей старшего возраста. Особые приглашения на просмотр получили председатели советов многоквартирных домов, которые в числе первых вошли в программу формирования комфортной городской среды, председатели организаций территориального общественного самоуправления, представители организации «Дети военного Сталинграда», советов ветеранов, общества инвалидов. Спектакль посмотрели 2 тыс. зрителей.
Результаты
Запуск публичной дискуссии по проблематике участия горожан в развитии города был успешным: свыше 30 публикаций о спектакле в региональных и федеральных СМИ, сотни постов в соцсетях, публикация в методическом сборнике «Связь поколений» Волгоградского областного совета ветеранов. Приглашения презентовать проект на фестивалях «Серебряный Меркурий» в Москве и «ARTEMOFF» в Урюпинске, в Берлинском Центре культуры и урбанистики ZK/U, слушателям Летней европейской школы РАНХиГС «Новая жизнь индустриальных городов» в Волгограде показывают, что проблематика востребована и горожанами, и специалистами.
«Белое платье» получило продолжение в выставочном проекте Волгоградской областной научной библиотеки им. Горького «Made in Volgograd», представляющем достижения региона: одно из этих достижений – создание одного из самых мощных волонтерских движений XX века – Черкасовского. Фонд президентских грантов во 2-м конкурсе 2018 г. поддержал проект, являющийся прямым продолжением нашего – «Волонтерские истории Города Мира: к 75-летию Черкасовского движения». 5.11.2018 г. спектакль показан в ГБУК «Волгоградский музыкально-драматический казачий театр».
Создан позитивный канал коммуникаций с потребителями коммунальных услуг посредством коммуникаций через искусство. Привлечено внимания населения к проблемам экологии и ресурсосбережения, в частности – к теме сбережения воды. Через участие жителей в волонтерских проектах Музея историй чистой воды «ФИЛЬТРЫ» сформированы группы лояльных потребителей коммунальных услуг, снижена социальная напряженность. Сформирован положительный образ работника водоканала как соседа, ежедневно заботящегося о городе.
Контакты
Степнова Анна Валерьевна [email protected]
Жинжикова Ольга Ивановна [email protected]


Made on
Tilda